сон разума ([info]chistyakova) wrote,
@ 2008-08-24 22:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
чужие потери

Я помню каждого ребенка, которого я провожаю. Я до сих пор очень отчетливо помню Славку Важенина, как мы прощались с ним не в ритуальном зале, а в коридоре, потому что поздно приехали забирать. И деревянный гроб уже установили в цинковый, и мы заглядывали через борт этого цинка.

И помню Аню Анохину, и что гроб ей мама выбрала красный, потому что это Анин любимый цвет. И помню ее застывшую уже руку, на которую мама надевала золотое кольцо, потому что оно Анино любимое.

Оформляя ритуальные услуги, собирая документы, готовя отправку, невозможно отстраниться от родителей. Они говорят и говорят: о последних днях и часах, о том, как жили дома, о том, что их дети любили и с кем дружили. Это их любовь к ребенку, не находя своей цели, ищет выхода.

Потом родители уезжают, а обрывки их воспоминаний остаются с тобой.

После недавней отправки я знаю, что Илюшка в Москве ходил в зоопарк, и так замотался, что под конец спал на ходу. И вот он шел по зоопарку с огромным пакетом попкорна, и врезался в столб, поднялся и пошел дальше.

Знаю, что на вокзале он захотел мороженого. А папа говорит: «Давай эскимо». А Илюшка не захотел эскимо, ему хотелось в вафельном стаканчике. Папа тогда обегал всю привокзальную площадь, и нашел ему вафельный стаканчик. Илюшка лизнул пару раз, да и заснул. Спящего Илюшку с мороженым сфотографировали, а через пару лет мальчик даже не узнал себя на той фотографии.

Знаю, что в Питере Илюше очень понравился эскалатор в метро. И папа катался с ним по эскалатору до тех пор, пока малыш не устал.

А еще папа купил ему новую машинку, которую Илюша так никогда и не подержит в руках. И новый диск с мультиком Илюша тоже никогда не увидит. Смерть – это вообще одни сплошные «не». Не засмеется, не поиграет, не пойдет во второй класс, не окликнет, не вырастет, не попробует, не обнимет…

Я много чего теперь знаю и помню. Я только не знаю, что мне теперь со всем этим делать. Это не мои воспоминания – чужие. И потеря не моя – чужая. Это лицемерно и некрасиво –примазываться к чужой жизни.

Только и избавиться от этих воспоминаний я тоже не могу, как ни стараюсь. К своему глубокому сожалению.

Я, может, зря все это написала. Я уберу потом.




(34 comments) - (Post a new comment)


[info]yuri_hramov
2008-08-24 06:35 pm UTC (link)
Не убирай. Это не чужие воспоминания.

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-08-25 04:14 am UTC (link)
Чужие, чужие

(Reply to this) (Parent)


[info]sangria_s
2008-08-24 06:48 pm UTC (link)
+

(Reply to this)


[info]living_inamess
2008-08-24 07:06 pm UTC (link)
Примазываться, это когда от чужого успеха отхватить кусочек пытаешься, когда чужим счастьем пожить немного... а когда прикасаешься к чужой боли, чужой беде, это, мне кажется, разделять. И это важно. Иначе для человека ее будет слишком много. Если возможно, надо сложить все это бережно и аккуратно и убрать в душе куда-нибудь подальше. Вы уже разделили это, больше бередить это не надо, никому уже не поможет и не пригодиться такое бередение.

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-08-25 04:14 am UTC (link)
Я и стараюсь отвлечься, только не всегда получается

(Reply to this) (Parent)


[info]living_inamess
2008-08-24 07:09 pm UTC (link)
Хотя, конечно, легко сказать. Я не разделяла такого с людьми и гроба никогда в жизни не видела... а вот все, что рассказывала подруга, потерявшая два года назад любимого человека в расцвете лет, помню до сих пор, если задуматься. Только не вспоминаю. Зачем?

(Reply to this)


[info]invizible_girl
2008-08-24 07:15 pm UTC (link)
эти родители тоже всегда будут помнить Вас.

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-08-25 06:01 am UTC (link)
не будут, скорее всего

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leto_etc
2008-08-25 06:44 pm UTC (link)
Будут. Они будут помнить совего ребенка, будут стараться сберечь каждое воспоминание, и станут хранить каждую ниточку этих воспоминаний. Вы - одна из таких ниточек. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]yana_chibisova
2008-08-24 07:22 pm UTC (link)
нет-нет да и всплывает все в памяти, а избавиться от этого невозможно.
вспоминаешь, делается грустно, иногда плачешь, потом забываешься и живешь себе дальше до следующего воспоминания или до события, которое явится толчком к этим самым воспоминаниям.
у нас такая жизнь, мы ее сами себе выбрали.
нужно только научиться с этим жить.
вот только как это сделать, я и сама не знаю.

(Reply to this)


[info]iar
2008-08-24 07:34 pm UTC (link)
Не удаляй.

(Reply to this)


[info]lothen
2008-08-24 07:41 pm UTC (link)
+

(Reply to this)


[info]oreh69
2008-08-24 07:45 pm UTC (link)
а от этого не надо избавляться, мне кажется. Это должно жить в нас, где-то в уголке души.Это надо помнить.

(Reply to this)


[info]alisa_happy
2008-08-24 08:03 pm UTC (link)
...

(Reply to this)


[info]zvetocek
2008-08-24 08:21 pm UTC (link)
+++

(Reply to this)


[info]mitcher
2008-08-24 08:22 pm UTC (link)
Сопричастность - важная штука. Когда что-то не твое, но ты можешь к этому прикоснуться. И иногда оно даже станет твоим. Не по факту, а по воздействию на тебя, по твоим каким-то внутренним изменениям. Некое такое у-своение...
Не удаляйте, пожалуйста. Я хочу это у-своить...

(Reply to this)


[info]veronic
2008-08-24 08:35 pm UTC (link)
Ох.. понимаю Вас. И в том, как это тяжело и в том, как это кажется для себя не совсем оправданным рядом с потерей родителей.
Я помню только Вику Николаеву. Остальных детей я не хоронила, а к Вике не могла не пойти. На отпевание. Вместе с ней отпевали женщину в глубоком возрасте. Очень глубоком, старушку. Мда.
А потом узнала, что уже была беременна. Удивительна жизнь.

Я тоже ругала себя, что так переживала свою потерю, ведь мамина была несравнимо большей :(
Но они ведь друзья наши, с ними делишься таким, чем не с каждым другом в жизни. И с ними мы настоящие, такие, какие есть. А друзей терять очень тяжело, очень.

(Reply to this)


[info]rappp
2008-08-24 08:50 pm UTC (link)
Зачем написала, что уберешь? А зачем уберешь?

(Reply to this)


[info]santa167
2008-08-24 09:15 pm UTC (link)
Кать, о каждом знакомом ребенке в РДКБ я думаю каждый день, каждый час, возможно каждую минуту. И если что-то идет плохо я переживаю ( я плакса - иногда могу и всплакнуть) и каждый раз думаю -
"А имею ли я право переживать за них? Не подменяю ли я отсутствие собственных страданий переживанием за детишек и мам в РДКБ?" И сама не могу ответить...
Не знаю... Мы ведь живые люди ... Как же не переживать? И опять вспоминаю Ленку Киселеву...
Вот уж о ком точно гораздо больше плакали волонтеры, а не родня... Хотя в морге нам запретили плакать, не помню уж почему. Только если бы мы по ней не плакали (хотя ей то конечно это совсем не важно было - она так маму любила) кто бы плакал?

(Reply to this)


[info]moniava
2008-08-24 09:48 pm UTC (link)
Катя, а почему чужие потери? Не думаю сравнивать меру боли, просто кажется, что любая смерть для каждого, кто о ней знает – своя.

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-08-25 04:15 am UTC (link)
это если о себе слишком много думать

(Reply to this) (Parent)


[info]simpleton_nik
2008-08-25 02:04 am UTC (link)
Не убирайте, пожалуйста. Это настоящая жизнь, которая в нашем виртуальном мирке в дефиците.

(Reply to this)


[info]kolpaschikova
2008-08-25 02:13 am UTC (link)
полностью согласна с simpleton_nik - это и есть жизнь..для этого, для того, чтобы творить и помнить мы и приходим сюда, на землю..просто иногда бывает тяжело, но ведь и это пройдет

(Reply to this)


[info]nadiezhda
2008-08-25 08:57 am UTC (link)
смотрела концерт недавно, там так пели, пробирало. и я поняла, что плачу про Даньку. оно застревает внутри и ничего с этим не сделаешь, хотя оно, конечно, и не наше, а родительское

(Reply to this)


[info]callelunga
2008-08-25 10:40 am UTC (link)
есть такое важное слово - "свидетель". на нем зиждется очень много. например, наша вера - мы у креста не стояли. Да и вообще если бы мы стали взвешивать да отмерять - "наше" в "не-нашем", то, в общем-то, нашего у нас ничего почти и нет - дети, и то лишь в каком-то смысле. Примазываться к родительской боли - нехорошо, согласна. ("А туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел"). А помнить и быть свидетелем - почти что обязанность, мне так кажется.

(Reply to this)


[info]severinastasia
2008-08-25 10:46 am UTC (link)
смерть - это часть жизни. она не справедлива и всегда не вовремя.
а еще можно вспоминать счастливые лица детей, чьи волосики отрасли, которые приезжают на контроль, заходят и улыбаются, и ты с трудом узнаешь ребенка, потому что видел его тогда....в другой жизни.

(Reply to this)


[info]irinka_hema
2008-08-25 11:38 am UTC (link)
Эти потери чужие только в том случае, если дети эти были тебе чужими, если не значили для тебя ничего. Но ведь это не так!!! Конечно, мы никогда не сможем относиться к "нашим" детям так, как относятся к ним родители, но это не значит что они для нас никто. И что они не оставили свой след в наших сердцах... и что это не потеря для нас...
А родители... они могут не вспомнить наши имена, могут не вспомнить лица, но то, что в тот тяжелый момент кто-то был рядом, кто-то разделил их горе и слушал их рассказы об их детях - это они будут помнить всегда!

(Reply to this)


[info]rikki_tikitavi
2008-08-25 04:37 pm UTC (link)
>Я, может, зря все это написала. Я уберу потом.

Зря, конечно. Это знакомый симптом - "поболтать перед непрофессионалами на эту грустную тему". Что-то вроде самоутверждения путем публичного (жене-мужу можно рассказать, это другое) позиционирования себя стоящим рядом неотвратимым и ужасным - рядом с чужими смертями, тем более детскими. По долгу службы стоящим, ясен пень, скромным таким героем. Сей образ хорошо получается у женщин (тема собственного материнства накладывается), но и врачи-мужчины могут вполне неплохо ее подавать, с этаким грустным мужским прищуром.

Одна из безобидных разновидностей врачебного пижонства, короче. Характерна для молодых:) Пройдет потихоньку.

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-08-25 04:50 pm UTC (link)
Играл - не угадал ни одной буквы :-(
Я не врач и никогда им не была.
Я старая.
И мне некому рассказать. Так жизнь сложилась. Не ребенку же собственному рассказывать? Мал еще.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]krivous
2008-08-26 08:40 am UTC (link)
Эх, Катя! Не понимаете Вы всей глубины противоречивой мужской сущности. Просто в полку Ваших поклонников прибыло. Непросто ведь прямо написать о симпатии, вот и выбирается некий завуалированный метод, но тем не менее - заметный (причем, надо сказать - удачно, ведь Вы обратили внимание). Вам делается комплимент о Вашем возрасте, косвенно задается вопрос о Вашей профессии и семейном положении. И главное - ответ получен. Автор, однако, очень неплохой психолог.

Вы уж простите за вмешательство.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2008-08-29 10:29 am UTC (link)
автор хреновый психолог
это очевидно

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yuri_hramov
2008-08-29 12:46 pm UTC (link)
+1. Более точный эпитет добавлять не буду.

(Reply to this) (Parent)


[info]d_byzero
2008-08-25 06:00 pm UTC (link)
Это Ваши воспоминания. И ни к чему Вы не примазываетесь. У человека горе, и ему нужно кому-то о нем сказать. Он рассказал Вам. И теперь Вы помните, как он Вам рассказывал. Поэтому это только Ваши воспоминания.

(Reply to this)


[info]julie_father
2008-08-26 01:52 pm UTC (link)
К сожалению, это - Ваша жизнь. Я понимаю, как Вам тяжело.

Только один риторический вопрос: Вас надолго хватит?

(Reply to this)


(34 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…