сон разума ([info]chistyakova) wrote,
@ 2008-11-03 23:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:донорство в Италии

делюсь. День первый
Я общала рассказывать обо всем ,что узнала в части донорства. Но не знаю, справлюсь ли. Уже в 11 утра моя бедная голова распухла от обилия новостей, но мой гуру – сеньор Маримироли – продолжал таскать меня за собой еще много часов. Прежде всего хочу заявить, что я никогда, никогда, никогда не перееду жить в Италию. Потому что итальянские женщины имеют право сдавать кровь только дважды в году. А мужчины сдают кровь 4 раза в год. Проклятый сексизм! Разве что я дождусь менопаузы, и только тогда стану итальянской гражданкой, потому что в менопаузе можно сдавать кровь наравне с мужчианами.

Мой гуру Джорджио Мармироли – волонтер Ассоциации друзей главного госпиталя в Милане. Ассоциация основана 30 лет назад доктором, который с нуля создавал не только саму ассоциацию, но и центр переливания крови. Сейчас доктор уже на пенсии, как врач, но по-прежнему является президентом ассоциации. Ему за 70. Боюсь, что и моему Мармироли около того, хотя бегает по лестницам он не хуже горного козла. Чтобы я так сохранилась к его возрасту.

Ассоциация снабжает компонентами крови 11 госпиталей в Милане и расположена в донорском центре, на последнем этаже. Сам донорский цент прежде был большим жилым домом, принадлежащим состоятельному семейству. После здание было куплено госпиталем, и там устроили станцию переливания крови. Помещения там довольно тесные.

Сегодня я смотрела, как работает донорский центр, и была на встрече, где обсуждалась компания продвижения донорства крови в сети кинотеатров. Сначала о работе центра.

Двери центра открыты для доноров с 8 до 14 часов ежедневно с понедельника по субботу. 4-5 раз в год центр принимает доноров также и по воскресеньям. Теоретически в день сдачи крови итальянскому донору положен отгул. Говорят, что в больших компаниях проблем с отгулами нет. А в маленьких коллективах каждый сотрудник на счету, и отгул донору никто не дает. Кроме того, сейчас кризис, и доноры стараются обходиться без отгулов, и все больше людей приходят сдавать кровь в субботу. Хотя суббота и прежде, в докризисные времена, была днем пика донаций.

Переступив порог донорского центра донор первым делом попадает в регистратуру, предъявляет документы –все как у нас. Регистратор может дать отвод от донорства в том случае, если после последней кроводачи прошло недостаточно времени.

После регистратуры анализ крови на уровень гемоглобина. Рядом с лаборантом (сотрудник госпиталя), который берет кровь на анализ, сидит улыбающаяся «рогацца» Стефания (сотрудник ассоциации). У Стефании компьютер, и она опрашивает доноров на предмет изменений в контактных данных. Это важно. Ведь если у донора сменится номер телефона, а донорский центр об этом не узнает, то «достучаться» до донора будет невозможно. Параллельно Стефания фотографирует донора (камера на штативе соединена с компьютером) и тут же выдает персональную пластиковую карточку с фото и со штрих-кодом. У ассоциации проект – обеспечить всех доноров персональными идентификационными картами. Это должно в будущем как-то упорядочить потоки информации. На этом этапе важно, что анализ крови и работа с личными данными донора происходит одномоментно, и донор не теряет лишнего времени.

После анализа крови следует терапевт. Вернее, несколько терапевтов, каждый в своем кабинете. В зальчике для очереди к терапевтам сидит волонтер ассоциации (старушка). Она должна предлагать донорам чай (он стоит тут же, на тумбочке) и развлекать их разговорами о кроводачах и планах ассоциации. Про чай: он без сахара. Так у них полагается перед донацией, потому что в образцах взятой крови измеряют гликемию, и этот показатель может повыситься. Про планы ассоциации: в планах концерт в рамках фестиваля оперетты в Ла Скала. Вход 10 евро. Это фандрайзинговое мероприятие ассоциации, и доноров приглашают туда за деньги. Мармироли говорит, что старушка-волонтер работает плохо. Она много треплется (и это здорово, доноры не скучают), но все не о том (не о чае, и не о концерте). Пришедший продемонстрировать мне старушку Мармироли немедленно налил всем чаю и всучил буклетики про оперетту.

Терапевты снабжены (каждый в своем кабинете) кушеткой для осмотра доноров, весами, ростомером, тонометром и фонендоскопом. У терапевта донор заполяет анкету, ставит под ней подпись, отвечает на вопросы доктора, проходит осмотр. Терапевты обращают внимание на индекс массы тела: он может навести на подозрение о повышенном риске со стороны сердечно-сосудистой системы. Если подозрения есть, терапевт отправляет донора к кардиологу, который сидит тут же. Опять же, если есть еще какие-то подозрения, терапевт может назначить дополнительные анализы крови, после того, как она уже будет взята у донора.

Дальше, если все в порядке, очередь в операционную. В комнатке рядом с операционной стоит целая корзина игрушек. Это для того, чтобы дети, пришедшие с родителями-донорами, не скучали во время донации. Очередь на донацию смешанная. Большинство людей сдают в порядке живой очереди. Но есть и те, кто заранее записался на донацию в определенный час. И медперсонал следит за тем, чтобы сдача крови по записи проходила во-время.

В операционной кровь сдают не на креслах, как у нас, а на кушетках. Никаких бахил нет и в помине. Донор лезет на застеленную медицинскими зелеными простынями кушетку прямо в сапогах (или в кроссовках , предварительно повесив верхнюю одежду на вешалку здесь же, в операционной. Донорских кушеток в зале 12 и еще одна, тринадцатая, всегда свободна на тот случай, если кому-то поплохеет. В операционной вместе с сестрами работают два волонтера. Задачи у них те же, что и у старушки в очереди к терапевту: развлекать, предлагать оперетту, наливать чай. По заведенному порядку, донор должен проваляться на кушетке еще 10 минут после донации и здесь же ему предлагают еще стакан чаю, или минералки, или сока. Все это богатство стоит на специально отведенном для таких нужд подоконнике. Привередливый Мармироли старушками в операционной тоже не очень доволен. Недостаточно расторопны. Кстати, медицинские сестры в операционной вовсе не молчат и о личных делах не треплются. Они развлекают доноров. Тоже своего рода «паблик рилейшнз», говорит мой гуру. Сестер никто специально этому не учит. Они учатся в процессе, впитывают атмосферу операционной.

Сразу за дверью операционной – буфет для доноров. Здесь (бесплатно) предлагают пасту, бутерброды, воду, кофе, соки… Почти все остаются на перекус. Здесь обычно и проводит свое время Мармироли, болтая с донорами. Гуру говорит, что личный контакт – это самое важное! Почти все доноры знают его в лицо и по имени. Гуру тоже помнит многих, но частенько путается в именах. Шутка ли, в центре около 100 донаций в день и более 20 000 доноров ежегодно!

Что за люди доноры? Из тех, с кем мы говорили, одна девушка оказалось банковской служащей, другая – из какой-то компьютерной компании, парень – студент, пришедший сдавать вслед за старшим братом. Иностранцы тоже могут сдавать кровь. Но мне не разрешили. Россияне могут стать донорами в Италии только пробыв в этой стране больше месяца. Это какой-то карантин. Карантин бывает не только для иностранцев, но и для своих. Регион Ломбардия не берет кровь у тех, кто приехал из Римини. Срок отвода – тоже месяц.

Расставшись с донорами, кровь отправляется на сепарацию. Мы с Мармироли отправились туда же. Для Гуру это обычный маршрут. Если очередь в операционную велика, он забирает последних в очереди доноров на экскурсию по технологической части донорского центра. Большинство доноров даже не подозревает, что делается с кровью. А им, оказывается, очень важно узнать, что кровь делят на три компонента (эритроциты, тромоциты и плазму), и эти три компонента идут трем разным пациентам. А значит, одна донация – три спасенных жизни.

Меня тоже водили в эти технологические помещения, и персонал даже бровью не повел. Привыкли уже к Мармироли с его экскурсиями.

В технологической части донорского центра кровь не только делят на компоненты. Ее исследуют. Делают общий анализ крови. Инфекции проверяют только серологически (это настораживает!). Исследуют также кровь на АЛТ, протеины, альбумин, глобулины (всякие альфы, беты и гаммы), креатинин, холестерол, гликемию и триглицериды. Результаты анализов в любом случае сообщают донору почтой. Если есть хоть малейшие сомнения, той же почтой (или по телефону, если опасения серьезные) донора приглашают прийти на беседу с доктором. Доктор может порекомендовать пересдать анализы или получить консультацию специалиста госпиталя. Специально обученные секретари помогут назначить прием у специалиста госпиталя.

Отдельный вопрос работы с донорами – отводы. До февраля-марта кривая пожизненных и временных отводов от кроводачи ползла вверх. Тогда Мармироли нанял для работы в ассоциации специальную старушку-врача. Старушка уполномочена обсуждать со специалистами донорского центра причины отводов и даже отводы оспаривать. Стоит ли говорить, что с приходом волшебной старушки кривая отводов поползла вниз. Потому что, говорит Мармироли, терапевту клиники часто просто недосуг бывает вникнуть в тонкости жизни донора, и он вместо того, чтобы выяснить все досконально, предпочитает донора отвести.

Вот, вроде, и все по работе центра. И коротко – про кино.

Проект с кинотеатрами у ассоциации только начинается. Мармироли говорит, что он долбит всех членов правления ассоциации постоянными просьбами найти возможности для продвижения донорства. Одна крутая дама из плавления (жена очень крутого мэна) нарыла компанию, которая специализируется на рекламных роликах в кинотеатрах. Они получают заказы от рекламодателей, производят ролики и рамещают их. И вот эти чуваки, у которых в связи с кризисом появилось свободное место для размещения, готовы сами произвести и разместить ролик. Компания рассчитана на два месяца.

В ходе обсуждения компании рекламщики продемострировали данные по количеству и социальному составу зрителей кинотеатров, данные о том, какой процент зрителей смотрит ролики за пять, 10 и 30 минут до начала сеанса. И даже какие-то исследования эмоционального состояния посетителей кинотеатров. Одним словом, все было серьезно, как у настоящих деловых людей.

Специальная фишка киношкной компании – возможность после киносеанса на специальном интерактивном автомате (который, вроде, продает билеты в кино) ознакомиться с подробностями (что-где-когда) процедуры донации.
На сегодня все. Простите, если кого утомила.

Ваша навеки,
Катя Ч.
 




(20 comments) - (Post a new comment)


[info]mitcher
2008-11-03 08:23 pm UTC (link)
Здорово. Совершенно иная культура, кажется...

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-11-04 06:45 am UTC (link)
А что вас навело на мысли об иной культуре? Есть ли что-то, что коробит?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitcher
2008-11-04 06:49 am UTC (link)
Нет, отнюдь

(Reply to this) (Parent)


[info]iar
2008-11-03 09:36 pm UTC (link)
очень интересно!

(Reply to this)


[info]bret
2008-11-03 09:55 pm UTC (link)
а как у нас инфекции проверяют, если не серологически?

(Reply to this)


[info]ninka13
2008-11-03 10:19 pm UTC (link)
Кать, спасибо большое - очень интересный рассказ. А чем они об'ясняют 4 раза в году? У итальянцев кровь медленнее генерируется? В США отпинывают на месяц с хвостиком. Удивительно, через сколько врачей проходишь. А реклама в кино - это классная идея!

(Reply to this) (Thread)


[info]anna_egorova
2008-11-04 01:15 am UTC (link)
После сдачи цельной крови все равно два месяца надо ждать, даже в США.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ninka13
2008-11-04 01:21 am UTC (link)
Видимо, мне веселые медсестры попадались. Они мне меньше 2-х месяцев округляли... Получался месяц, но, наверное, с длинным хвостиком. Но все равно лучше, чем два раза в год. И даже 4.

(Reply to this) (Parent)


[info]living_inamess
2008-11-03 11:05 pm UTC (link)
Спасибо за впечатления!!!

(Reply to this)

Сестер никто специально этому не учит
[info]anna_egorova
2008-11-04 01:14 am UTC (link)
Их учат еще в университете или колледже. В Европе обучение на медсестер совершенно другое, не как у нас. Медсестры не только в донорском центре, а вообще везде ориентированы на пациента (донора-семью-и пр.)

(Reply to this) (Thread)

Re: Сестер никто специально этому не учит
[info]yuri_hramov
2008-11-04 05:42 am UTC (link)
Сдается мне, что не только медсестры...

(Reply to this) (Parent)

Re: Сестер никто специально этому не учит
[info]chistyakova
2008-11-04 06:41 am UTC (link)
Аня, я специально спрашивала, учат ли сестер каким-то навыкам общения, коммуникации. Мне ответили, что нет у них такого курса.
На самом деле вполне может быть, что учатся на опыте. У нас все бригады службы крови разные. Есть все любезные и заботливые, есть отстраненные и хамоватые. Все новые сестры усваивают стиль общения бригады. Специально заботливости, ни хамоватости не обучаются.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сестер никто специально этому не учит
[info]anna_egorova
2008-11-04 06:44 am UTC (link)
Хм, а мне итальянская подруга-медсестра рассказывала, что есть такой курс. Правда, она в больничке работает, а не с донорами. и тут такой есть. Therapeutic Communications называется. Более того, за хамоватость просто-напросто штрафуют.

(Reply to this) (Parent)


[info]yuri_hramov
2008-11-04 05:42 am UTC (link)
Катя, спасибо, весьма познавательно и интересно.

(Reply to this)


[info]ligist
2008-11-04 09:51 am UTC (link)
Очень интересно и познавательно. Спасибо за отчёт.
А экскурсия - вещь не необходимая, но полезная - снимает какую-то отстранённость расстояния между двумя точками (донором и реципиентом в данном случае). Сужу по другой подобной экскурсии. Да и просто кому-нибудь может быть интересно...

(Reply to this)


[info]solian
2008-11-04 06:28 pm UTC (link)
Катя, меня очень интересует, есть ли у них отводы из-за миопии? Если вдруг что-то будут про это рассказывать, напишите, пожалуйста!

(Я уже вовсю сдаю кровь, на свой страх и риск, но хочется узнать о риске больше)

(Reply to this)


[info]sangria_s
2008-11-05 07:48 am UTC (link)
Кать, спроси, есть ли у них серотека - я где-то это видела, но не помню, где. Это хранение ВСЕХ образцов крови, которые сдавались с какого-то года - на случай, если кто-то из пациентов получает инфекцию. Было бы интересно получить документы об этой штуке -инструкции и т.п.

(Reply to this) (Thread)


[info]chistyakova
2008-11-05 08:24 am UTC (link)
Так я для того и пишу. Моя поездка будет в тысячу раз эффективнее, если выучусь не только я, но и еще несколько человек. Поэтому я, как юный натуралист, публикую полевой дневник.

Про лекарство передай Гвидо, а том он по аглицки ни бум-бум: "Все очень просто... нам нужен не вообще какой-то тромболитик, а препарат для профилактики и лечения
вено-окклюзивной болезни печени (liver veno-occlusive disease), единственное лекарство, подающее некоторые надеждыв этом отношении - проциклид (есть публикации и рекоммендации европейской группы по трансплантации костного мозга - EBMT). Все остальное либо неэффективно (гепарин), либо опасно (актилизе и родственники). Насколько мне известно сейчас идет большое международное исследование проциклида (видел документы в тюбингине), интересно, откуда они берут?"

Это не вопрос к Гвидо, спасибо ему за все, что он сделали, и мы ничего у него не просим.

По поводу мед.услуг я именно про объям и идеологию. И в США делают PSA, например. Но в Оспедале была заложена идеология диспансеризации, которая должна в глобальном масштабе экономить гос. деньги на лечение. Мармироли говорит, что многие критиковали Ассоциацию за такой подход, уверяя, что госпитализация - не дело службы крови.

Старушки иногда откликаются на наши публикации, но только для того, чтобы порыдать в трубку. А нам веселые старушки нужны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sangria_s
2008-11-05 08:33 am UTC (link)
Про серотеку узнай, пожалуйста.
В АВИС ди Милано хочешь (ты мне не ответила)?
О проциклиде напишу.

(Reply to this) (Parent)


[info]sangria_s
2008-11-05 08:34 am UTC (link)
Да, Гвидо очень переживает, что не имеет возможности тобой заниматься. Ты там вообще как, в порядке? Еще что-то хочешь? например, в Институт опухолей к тамошним волонтерам?

(Reply to this) (Parent)


(20 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…